Типичные грамматические ошибки

У р о к 17. Типичные грамматические ошибки

 

В одном из самых лучших стихотворений М.Ю. Лермонтова читаем:

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово…

 

– Вы заметили грамматическую ошибку?

Надо говорить В ПЛАМЕНИ, а не В ПЛАМЯ

 

1. Упр. 89 (с. 61) – выразительное чтение, обсуждение заданий и вопросов.

Комментарии

Прежде всего бросается в глаза существительное с предлогом в непривычной для нас форме: в постелю. С точки зрения современного русского языка, Пушкин ошибся. Но дело в том, что грамматические нормы меняются со временем. А в пушкинское время постель и постеля были одинаково употребительными вариантами.

Прилагательное неугомонный и краткое причастие пробуждён не претерпели изменений. Причастие утомленный ([л’е], а не [л’о]) сейчас произносится так: утомлённый. Произношение XIX в. подсказывает рифма: блаженный. Деепричастие обратя мы бы, скорее, заменили на обратив.

 

Запись в тетрадь:

Читая произведения прошлых веков, мы должны учитывать фактор времени, изменения, которые произошли в языке. Кроме того, мы можем судить о том, какие формы имело то или иное слово, как оно произносилось, с какими словами сочеталось, что означало в прошлом.

 

2. Чтение материалов рубрик Лингвистические заметки (с. 61, 63), Из истории языка (с. 62), Говорите правильно (с. 63).

3. Упр. 90 (с. 61–62) – чтение текста, работа в парах с последующим обсуждением.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 91 (с. 62) – самостоятельная работа в парах.

2. Упр. 92 (с. 63) – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Нормативные формы настоящего времени 3‑го лица единственного числа данных глаголов: капает и каплет (только в значении падать каплями), сыплет, дремлет, мяукает, полощет, машет, треплет, плачет, щиплет.

3. Упр. 93 (с. 63) – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Комментарии

Нормативные формы настоящего времени 1‑го лица единственного числа данных глаголов: капаю, блещу, жажду, бреду.

4. Упр. 95 (с. 64) – выразительное чтение; обсуждение вопросов и выполнение заданий.

Комментарии

После чтения фрагментов стихотворений прочитаем материалы рубрики Толковый словарь (с. 64).

Во фрагменте стихотворения Н. Рубцова слово брызжет употреблено в первом значении, во фрагментах стихотворений Э. Багрицкого и А.К. Толстого – во втором значении.

Вывод: две формы настоящего времени глагола брызгать отличаются оттенками значений. Форма брызжет употребляется обычно в прямом значении: быстро отбрасывать или выбрасывать мелкие частицы жидкости (брызжет дождь, фонтан, водопад; брызжут слёзы, кровь). За вариантом брызгать брызгает закрепилось более узкое значение опрыскивать, окроплять какой-нибудь

жидкостью: брызгает одеколон на платок, брызгает водой.

 

5. Упр. 96, задания 1, 2 (с. 64–65) – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

 

VI. Подведение итогов урока

– Какие ошибки называются грамматическими?

– Что значит выражение Норма – явление историческое?

– В чём особенность употребления некоторых глаголов?

Домашнее задание

1. Упр. 94 (с. 63).

2. Упр. 96, задание 3 (с. 65).

3. Упр. 113 (с. 78): подготовить презентацию (опережающее задание).

Комментарии