У р о к 17. Типичные грамматические
ошибки
В
одном из самых лучших стихотворений М.Ю. Лермонтова читаем:
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рождённое слово…
– Вы заметили
грамматическую ошибку?
Надо говорить В ПЛАМЕНИ, а не В ПЛАМЯ
1. Упр. 89 (с. 61) – выразительное чтение, обсуждение заданий и вопросов.
Комментарии
Прежде всего бросается в глаза существительное с предлогом в
непривычной для нас форме: в
постелю. С точки
зрения современного русского языка, Пушкин ошибся. Но дело в том, что грамматические
нормы меняются со временем. А в пушкинское время постель и постеля были
одинаково употребительными вариантами.
Прилагательное неугомонный и
краткое причастие пробуждён
не претерпели изменений. Причастие утомленный ([л’е], а не [л’о]) сейчас произносится
так: утомлённый. Произношение XIX в. подсказывает
рифма: блаженный. Деепричастие обратя мы бы, скорее, заменили на обратив.
Запись в тетрадь:
Читая произведения прошлых веков, мы должны учитывать
фактор времени, изменения, которые произошли в языке. Кроме того, мы можем
судить о том, какие формы имело то или иное слово, как оно произносилось, с
какими словами сочеталось, что означало в прошлом.
2. Чтение материалов рубрик ≪Лингвистические заметки≫ (с. 61, 63), ≪Из истории языка≫ (с. 62), ≪Говорите правильно≫ (с. 63).
3. Упр. 90 (с. 61–62) – чтение текста, работа в парах с
последующим обсуждением.
V. Закрепление
изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 91 (с. 62) – самостоятельная работа в парах.
2. Упр. 92 (с. 63) – самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.
Комментарии
Нормативные формы настоящего времени 3‑го лица единственного
числа данных глаголов: капает
и каплет (только
в значении ≪падать
каплями≫), сыплет,
дремлет, мяукает,
полощет, машет,
треплет, плачет,
щиплет.
3. Упр. 93 (с. 63) – самостоятельное выполнение с последующей
проверкой.
Комментарии
Нормативные формы настоящего времени 1‑го лица единственного
числа данных глаголов: капаю, блещу,
жажду, бреду.
4. Упр. 95 (с. 64) – выразительное чтение; обсуждение вопросов
и выполнение заданий.
Комментарии
После чтения фрагментов стихотворений прочитаем материалы
рубрики ≪Толковый словарь≫ (с. 64).
Во фрагменте стихотворения Н. Рубцова слово брызжет употреблено в первом значении, во
фрагментах стихотворений Э. Багрицкого и А.К. Толстого – во втором значении.
Вывод: две формы настоящего времени глагола брызгать отличаются оттенками значений. Форма брызжет употребляется обычно в прямом значении:
≪быстро отбрасывать или выбрасывать мелкие
частицы жидкости≫ (брызжет
дождь, фонтан, водопад;
брызжут слёзы, кровь). За вариантом брызгать – брызгает закрепилось
более узкое значение ≪опрыскивать, окроплять какой-нибудь
жидкостью≫: брызгает
одеколон на платок, брызгает водой.
5. Упр. 96, задания 1, 2 (с. 64–65) – самостоятельное
выполнение с последующей проверкой.
VI. Подведение
итогов урока
– Какие ошибки называются грамматическими?
– Что значит выражение ≪Норма – явление историческое≫?
– В чём особенность употребления некоторых глаголов?
Домашнее задание
1. Упр. 94 (с. 63).
2. Упр. 96, задание 3 (с. 65).
3. Упр. 113 (с. 78): подготовить презентацию (опережающее задание).
Комментарии
Отправить комментарий